Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по синему
Таможенные органы
Республики Беларусь
Главная | Сотрудничество | Международное сотрудничество

Международное сотрудничество


МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Международное таможенное сотрудничество отвечает политическим и экономическим интересам Республики Беларуси и является важным фактором взаимодействия с мировыми структурами.

Международное таможенное сотрудничество построено и развивается в духе добрососедских отношений, тесного взаимодействия, выработки компромиссных решений, конструктивного взаимовыгодного диалога, что свидетельствует об углублении таможенных связей и отражает современный процесс международной экономической интеграции.

Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

В целях развития многостороннего сотрудничества Республики Беларусь, совершенствования договорно-правовой базы, выполнения международных обязательств, таможенные органы Республики Беларусь взаимодействуют с таможенными службами иностранных государств, участвуют в работе различных международных организаций и интеграционных объединений.

Исходя из практики работы условно можно выделить следующие основные задачи международного таможенного сотрудничества:

1. Формирование международной договорно-правовой базы;

2. Проведение рабочих встреч и консультаций, в том числе путем участия в работе отраслевых органов управления интеграцией;

3. Участие в работе международных организаций по вопросам таможенного регулирования;

4. Взаимодействие в рамках программ международной технической помощи и трансграничного сотрудничества.

1. Участие в интеграционных объединениях

Наиболее тесное и плодотворное таможенное сотрудничество Республики Беларусь осуществляется на постсоветском пространстве в Союзном государстве Беларуси и России, Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Союзное государство, как межгосударственное объединение, знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран – Беларуси и России. Союзное государство было образовано в соответствии с Договором о создании Союзного государства, подписанным в г. Москве 8 декабря 1999 года.

К основным целям создания Союзного государства необходимо отнести следующие:

- обеспечение развития братских народов;

- создание единого экономического пространства;

- соблюдение основных прав и свобод граждан;

- проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

- формирование единой правовой системы;

- проведение согласованной социальной политики;

- обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью.

Союзное государство Беларуси и России базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. В Союзном государстве предполагается разграничение предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками. Согласно положениям Договора для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата Союзного государства.

Сотрудничество таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства по основным направлениям таможенного администрирования реализуется в рамках функционирования Таможенного комитета Союзного государства.

Таможенный комитет Союзного государства является отраслевым органом, осуществляющим унификацию таможенного законодательства в пределах, отнесенных к ведению Союзного государства, по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств-участников, а также совместную организацию и руководство таможенным делом в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и их транзита.

Функции Таможенного комитета Союзного государства достаточно обширны – их 43. Обобщив их, в части организационной деятельности возможно отметить следующие:

- разработка мер и создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Союзного государства, а также содействующих развитию внешнеэкономических связей государств-участников Союзного государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан государств-участников Союзного государства, включая развитие таможенной инфраструктуры;

- участие в пределах своей компетенции от имени Союзного государства в международном сотрудничестве по таможенным вопросам, координация участия в нем центральных таможенных органов государств-участников Союзного государства;

- организация проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела в Союзном государстве;

- обеспечение изучения и анализ состояния таможенного дела в иностранных государствах и экономических союзах;

- обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов таможенных органов и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций и др.

Таким образом, Таможенный комитет Союзного государства призван осуществлять таможенное регулирование в рамках полномочий, аналогичных компетенции таможенных служб, определенной законодательством государств-участников Союзного государства, с использованием при этом международно-правовых методов и механизмов.

Еще одним интеграционным объединением уже в рамках Евразийского экономического союза является Объединенная коллегия таможенных служб государств-членов Таможенного союза, созданная в соответствии с Договором об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 22 июня 2011 г. и в настоящее время включающая в себя таможенные службы Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана.

Решения Объединенной коллегии принимаются голосованием (консенсусом), при этом каждое государство-член Евразийского экономического союза имеет один решающий голос. Решение считается принятым, если ни одно из государств-членов Евразийского экономического союза не проголосовало против этого решения.

Участие в работе Объединенной коллегии способствует практическому взаимодействию с таможенными службами государств-членов Евразийского экономического союза в целях проведения согласованной политики по таможенному делу и углублению таможенного сотрудничества, гармонизации национальных таможенных законодательств, обеспечению единства управления таможенными службами.

Также на заседаниях Объединенной коллегии рассматриваются актуальные вопросы таможенного сотрудничества, которые впоследствии в качестве согласованных решений выносятся на рассмотрение Евразийской экономической комиссии.

Дополнительно, стоит отметить активное развитие таможенного сотрудничества на постсоветском пространстве, в том числе и в рамках СНГ. С момента возникновения СНГ таможенная политика, проводимая в рамках Содружества, является одним из основных инструментов влияния на динамику происходящих экономических преобразований в каждом государстве-участнике СНГ.

Отчасти это возможно и благодаря функционированию постоянно действующего органа отраслевого сотрудничества СНГ – Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ, который обеспечивает координацию взаимодействия таможенных служб государств-участников СНГ в области таможенной политики. Также Совет вырабатывает предложения о внесении вопросов по таможенному делу для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ, Экономического совета СНГ.

Следует отметить, что основным итогом сотрудничества таможенных служб за последние пару лет в рамках работы Совета стало завершение инициированной таможенной службой Республики Беларусь инвентаризации международно-правовой базы государств-участников СНГ в таможенной сфере, по результатам которой определены международные договоры, действие которых целесообразно прекратить, и международные договоры, которые требуют актуализации, посредством внесения в них изменений и дополнений.

2. Сотрудничество с таможенными службами зарубежных государств

Относительно формирования международной договорно-правовой базы по вопросам таможенного регулирования необходимо отметить, что она базируется на общепризнанных нормах и принципах международного права, в частности на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года, в редакции Протокола от 26 июня 1999 года (так называемая Киотская конвенция), а также стандартах и правилах Всемирной таможенной организации, в частности на Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли.

Республика Беларусь присоединилась к Киотской конвенции в 2009 году и стала 72 государством-участником.

Основополагающим принципом Конвенции является максимальное содействие развитию мировой торговли путем принятия стандартных упрощенных правил и процедур, широкого внедрения информационных технологий и установления партнерских отношений с законопослушными участниками внешнеэкономической деятельности.

Нормы Конвенции посредством установления простых в понимании, единообразных в толковании и ясных для применения нормативных предписаний создают условия для беспрепятственного перемещения товаров, сокращения времени проведения таможенных процедур и унификации таможенных документов, что, как следствие, способствует увеличению товарооборота между государствами, инвестиционной привлекательности национальных экономик и повышению их деловой активности.

Конвенцией определено, что для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур каждая из Договаривающихся Сторон принимает на себя обязательства содействовать такому упрощению и гармонизации путем внедрения стандартов Конвенции, не требуя при этом от них дословной имплементации норм Конвенции в национальном законодательстве.

Таким образом, все международные договоры, подготовка которых осуществляется ГТК, в полной мере соответствуют мировым стандартам и требованиям международного права.

Разработка международных договоров в области таможенного дела являются одними из важнейших направлений деятельности таможенных органов Республики Беларусь, от осуществления которых зависит эффективность выполнения стоящих перед ними задач.

В частности, международные договоры Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах являются правовой основой взаимодействия таможенной службы Республики Беларусь с таможенными службами иностранных государств, а также правовым основанием для заключения международных договоров межведомственного характера по различным направлениям взаимодействия.

Обобщая положения и предмет регулирования таких международных договоров можно сказать, таможенные службы в рамках соглашений могут осуществлять сотрудничество и оказывать взаимную помощь в целях:а) обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства;б) предотвращения, расследования и борьбы с нарушениями таможенного законодательства;в) содействия в упрощении транзитных перевозок по таможенной территории государств Договаривающихся Сторон.

Соглашения определяют порядок предоставления и использования информации, передачи документов, осуществления целенаправленного контроля за товарами и транспортными средствами, использование метода контролируемой поставки в целях выявления лиц, вовлеченных в совершение таможенного правонарушения.

Договорная база расширяет правовое поле международного сотрудничества, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на результативность выполнения стоящих перед таможенными органами Республики Беларусь задач по защите экономических интересов государства.

Всего, в настоящее время действует порядка 80 международных договоров, касающихся тех или иных аспектов таможенного сотрудничества. В эту цифру не входят договоры, составляющие право Евразийского экономического союза по вопросам таможенного администрирования.

3. Сотрудничество с международными организациями

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2017 года № 877 «О сотрудничестве с международными организациями и межгосударственными образованиями определено, что головным ведомством по вопросам взаимодействия Республики Беларусь с Всемирной таможенной организацией и органами, созданными для имплементации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП является Государственный таможенный комитет, в функции которого входит обеспечение действенного участия республики в работе Всемирной таможенной организации и органов имплементации Конвенции МДП.

Основными задачами участия в работе органов, созданных для имплементации Конвенции МДП являются рассмотрение и внесение поправок в Конвенцию МДП, участие в мониторинге функционирования системы гарантий МДП, продвижение инициатив Республики Беларусь в части возможности применения дополнительных гарантий, а также изучение мер, принимаемых Договаривающимися Сторонами в рамках Конвенции МДП в целях создания благоприятных условий для транзита товаров по территории Республики Беларусь, обеспечения роста объемов транзита и повышения транзитной привлекательности Республики Беларусь.

Отдельно следует отметить сотрудничество таможенной службы Республики Беларусь с Всемирной таможенной организацией (ВТамО), которая является межправительственной международной организацией, в состав которой входят таможенные службы 181 страны мира, на долю которых приходится около 98% мировой торговли.

Республика Беларусь стала членом ВТамО 16 декабря 1993 года, и в настоящее время является активным ее членом, пользуясь правами получения определенной помощи в рамках ВТамО по вопросам таможенного дела.

В июне 2005 года на Сессии Совета ВТамО руководителями ста семидесяти таможенных служб мира были приняты разработанные ВТамО Рамочные Стандарты Безопасности и Содействия Мировой Торговле (Рамочные стандарты).

С учетом важности поставленной задачи, а также сложности и многообразия возникающих в ходе ее решения проблем, Секретариатом ВТамО была разработана и развернута 26 января 2006 года специальная программа поэтапного внедрения Рамочных стандартов государствами- членами ВТамО, получившая название «Колумб».

В 2007 и 2008 годах в рамках первой фазы программы «Колумб» в Республике Беларусь были проведены миссии экспертов ВТамО. На основе проведенного глубокого комплексного анализа эксперты отметили, что руководство ГТК Республики Беларусь проводит большую и эффективную работу в целях совершенствования деятельности своей таможенной службы и уже на тот момент состояние белорусской таможенной службы было оценено как соответствующее международным стандартам.

В рамках второй фазы программы «Колумб», Секретариат ВТамО оказывал поддержку ГТК посредством проведения различных семинаров в определенных областях.

Важно отметить, что Республика Беларусь стала третьей страной в мире, приглашенной для участия в завершающей 3-й фазе программы «Колумб» (в мае 2012 года), предусматривающей контроль и оценку достигнутых таможенной службой результатов.

По итогам миссии эксперты ВТамО высоко оценили проделанную Республикой Беларусь работу с целью модернизации и совершенствования таможенной службы Республики Беларусь, упрощения таможенных процедур, использования информационных технологий и внедрения системы электронного декларирования товаров.

В ходе состоявшихся в г. Брюсселе (Королевство Бельгия) в конце июня 2019 года 133/134 сессиях Совета ВТамО Республика Беларусь впервые за время своего членства в международной организации была избрана в состав Политической комиссии – одной из ключевых структур ВТамО, вырабатывающей стратегию деятельности организации и подготавливающей рекомендации Совету ВТамО по наиболее важным вопросам.

Политическая комиссия была создана в 1978 г., чтобы действовать в качестве динамической руководящей группы в Совете ВТамО, который является высшим руководящим органом организации. Компетенция Политической комиссии определена Советом ВТамО следующим образом: «Комиссия занимается множеством политических вопросов, имеющих отношение к деятельности ВТамО. Она организует исследования по вопросам политики, практики и процедур ВТамО с целью оказания помощи Совету ВТамО для достижения общих целей своей деятельности».

Избрание Республики Беларусь в состав Политической комиссии стало результатом реализации планомерных инициатив Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по повышению уровня вовлечения белорусской таможенной службы в работу руководящих органов ВТамО с целью оказания последующего влияния на выработку позиций, затрагивающих интересы Республики Беларусь.

В целях активизации международного сотрудничества со странами Европейского союза и укрепления взаимодействия таможенной службы Республики Беларусь с Всемирной таможенной организацией, иными международными организациями и структурами, в том числе по вопросам функционирования финансовых инструментов и программ внешней помощи Европейского союза, в соответствии с решением Президента Республики Беларусь с 1 января 2018 года введена должность официального представителя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в Посольстве Республики Беларусь в Королевстве Бельгия.

Также, в целях обеспечения долговременного и всемерного сотрудничества в таможенной сфере с Китайской Народной Республикой и повышения уровня участия в проекте создания «Экономического пояса Шелкового пути» в соответствии с решением Президента Республики Беларусь с 1 января 2019 года в Посольстве Республики Беларусь в Китайской Народной Республике введена должность официального представителя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Основными задачами официальных представителей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь являются привлечение в Республику Беларусь средств международной технической помощи путем более целенаправленной работы с донорами международной технической помощи (иностранными государствами, международными организациями, их представительствами либо уполномоченными этими государствами и организациями субъектами права, представляющими международную техническую помощь); своевременный сбор, обобщение и анализ информации  об изменениях в сфере таможенного (налогового) администрирования и внесение руководству таможенной службы предложений по минимизации потенциальных рисков различного характера; обеспечение взаимодействия на постоянной основе с таможенной службой страны пребывания; сбор информации о  состоянии  таможенного  дела   в  стране пребывания; подготовка предложений по совершенствованию национального законодательства и использования наилучших мировых практик в этой области, а также взаимодействие с деловыми кругами страны пребывания.


4. Международная техническая помощь

ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ:

 

Программа трансграничного Программаого сотрудничества
«Латвия-Литва-Беларусь»

Программа трансграничного сотрудничества
«Польша-Беларусь-Украина»

 

Программа ТАЙЕКС

 

Помощь Правительства КНР

 

Инициатива Восточное партнёрство

 

Проект «Совершенствование и развитие системы предотвращения незаконного перемещения через государственную границу Республики Беларусь ядерных и радиоактивных материалов»

 

Проект «Закупка оборудования для модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры пограничных пунктов пропуска»

 

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность, связанную с реализацией проектов международной технической помощи

 

«Вторая линия защиты», проект «Укрепление потенциала в сфере обнаружения, противодействия и пресечения незаконного оборота радиоактивных материалов на Государственной границе Республики Беларусь»