Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по синему
Таможенные органы
Республики Беларусь
Главная | Участникам ВЭД | Посттаможенный контроль | Типичные нарушения таможенного законодательства, выявленные в ходе проведения таможенных проверок | Неправомерное получение преференций по уплате таможенных платежей, путем заявления недостоверных сведений о стране происхождения товаров

Неправомерное получение преференций по уплате таможенных платежей, путем заявления недостоверных сведений о стране происхождения товаров

1. В 2014 г. согласно договору купли – продажи, заключенному с фирмой-резидентом Республики Сербия, ОДО «*» на таможенную территорию Таможенного союза ввезены товары «кукуруза консервированная» и «горошек зеленый». При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления данных товаров ОДО «*» была использована льгота по уплате таможенной пошлины, установленная Соглашениям между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия (далее – Соглашение).

Согласно Соглашению Республика Беларусь и Республика Сербия не применяют таможенные пошлины на ввоз товаров, происходящих из территории государства одной из стран и предназначенных для территории государства другой.

В соответствии с Соглашением происхождение товаров определяется на основе Протокола об определении страны происхождения товаров и методах административного сотрудничества (далее – Протокол), являющегося  неотъемлемой его частью.

Согласно статье 8 Протокола товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств сторон, если, в том числе таможенным органам страны ввоза представлен сертификат о происхождении товаров формы СТ-2, заполненный (оформленный) в соответствии с установленными требованиями к его заполнению (оформлению).

При таможенном декларировании товаров «кукуруза консервированная» и «горошек зеленый» ОДО «*» был представлен в таможенные органы Республики Беларусь сертификат о происхождении товаров формы СТ – 2 №ААА (далее – Сертификат).
В ходе проведения таможенной проверки установлено, что графы Сертификата были заполнены с нарушением порядка его заполнения.

Исходя из вышеизложенного, учитывая что предоставление в таможенные органы правильно заполненного сертификата о происхождении товаров формы СТ-2 является одним из условий использования льготы, применение такой льготы ОДО «*» в отношении товаров «кукуруза консервированная» и «горошек зеленый» было неправомерным и таможенные пошлины, налоги не были уплачены в полном объеме в установленный срок.

2. В соответствии с условиями внешнеторгового контракта, заключенного с украинской фирмой, белорусским субъектом ООО «***» осуществлялся ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь товаров с предоставлением режима свободной торговли. Режим свободной торговли при выпуске ООО «***» товаров был предоставлен на основании сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1.


Однако, по причине невыполнения критериев происхождения, установленных для данного товара Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000, действующих в Республике Беларусь, указанные выше сертификаты формы СТ-1, выданные Украинской торгово-промышленной палатой, были аннулированы. Сведения об аннулировании сертификатов формы СТ-1 были представлены Государственной таможенной службой Украины «Об аннулировании сертификатов о происхождении товара формы СТ-1».
 
В результате этого обстоятельства у ООО «***», в связи с неправомерным получением преференций по уплате таможенных платежей, возникло неисполненное в установленный срок налоговое обязательство по уплате таможенных платежей.

3. Субъектом хозяйствования «А» по декларациям на товары от 19.01.2016, 14.06.2016, 19.07.2016, 12.08.2016 был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар «коньяк»  с применением тарифной преференции в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18.10.2011 как на товар, происходящий из территории Республики Молдова.

Пунктом 2 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 определено, что «тарифная преференция – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с ЕАЭС зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС и (или) наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 2 Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 (далее – Договор от 18.10.2011) государство – участник Содружества Независимых Государств не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другого государства – участника Содружества Независимых Государств, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другого государства – участника Содружества Независимых Государств, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к данному Договору.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Договора от 18.10.2011 для определения страны происхождения товаров, происходящих из государств – участников Содружества Независимых Государств, и находящихся в торговом обороте между ними, последние руководствуются Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств  от 20 ноября 2009 года, (далее – Правила определения страны происхождения).

Согласно пункту 6.1. раздела 6 Правил определения страны происхождения для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве – участнике вышеназванного соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 или декларации о происхождении товара.

При помещении товара «коньяк» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для подтверждения страны происхождения товара в Республике Молдова субъектом хозяйствования «А» был представлен сертификат о происхождении товара формы СТ-1 (далее – сертификат формы СТ-1) от 15.12.2014 № А 111111.

Согласно пункту 6.4. раздела 6 Правил определения страны происхождения срок применения сертификата формы СТ-1 в целях предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами  с даты его выдачи.

Таким образом, с 15.12.2015 сертификат формы СТ-1 от 15.12.2014 № А 111111 для предоставления режима свободной торговли применяться не может.

На основании вышеизложенного, в связи с истечением срока применения сертификата формы СТ-1 от 15.12.2014 № А 111111 тарифная преференция в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в соответствии с Договором от 18.10.2011 в отношении товара «коньяк», помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления предоставлена быть не может.

В соответствии c пунктом 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, которая должна быть исполнена в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

На основании вышеизложенного, в нарушение подпункта 4) статьи 188, подпункта 1) пункта 1 статьи 210 и подпункта 1) пункта 3 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза субъектом хозяйствования «А» при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара «коньяк» в связи с невозможностью применения в его отношении тарифной преференции,не была исполнена в полном объеме обязанность и в установленные законодательством сроки обязанность по уплате таможенных платежей.

4. Субъектом хозяйствования «А» ввезены товары «рубашки мужские повседневные». При осуществлении таможенного декларирования, в отношении  товаров был применен режим свободной торговли в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия  в редакции  Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия от 31 марта 2009 года (далее – Соглашение).

Так, в соответствии со статьей 2 Соглашения, Правительство Республики Беларусь и Правительство Республики Сербия (далее – Договаривающиеся Стороны) не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, на ввоз и вывоз товаров,  происходящих из территории государства одной из  Договаривающихся Сторон и предназначенных для территории государства другой  Договаривающейся Стороны.

Cогласно статье 8 Протокола об определении страны происхождения товаров и методах административного сотрудничества, являющегося приложением Б к Соглашению (далее – Протокол), товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств Договаривающихся Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным настоящим Протоколом, а также соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Протокола прямой поставке соответствуют также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких государств вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в государствах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих государств, находятся под таможенным контролем. В качестве документального подтверждения нахождения товаров под таможенным контролем могут использоваться транспортные документы, удостоверяющие маршрут перемещения их экспортирующего государства через государство транзита, или документ, выданный таможенными органами государства транзита, дающий точное описание товаров, указывающий даты перевалки (перегрузки) товаров, названия транспортных средств и удостоверяющий условия, при которых товары находились в государстве транзита.

В результате проверки установлено, что по рассматриваемой поставке не соблюдено условие прямой поставки товара, то есть маршрут следования товара из Республики Сербия в Республику Беларусь не подтвержден документально, отсутствуют отметки таможенных органов страны транзита.

В целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товаров формы СТ-2, заполненного в соответствии с требованиями к его заполнению, приведенными в статье 12 Протокола или декларации о происхождении товаров, оформленной согласно приложению 3 к Протоколу. «М» при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в целях применения режима свободной торговли предоставлен сертификат формы СТ-2.

С целью проверки достоверности сведений, содержащихся в вышеуказанном сертификате, таможней был направлен запрос в компетентный орган страны происхождения товаров. Согласно полученному ответу, Таможенная администрация Республики Сербия не подтвердила преференциальное происхождение товаров, а также не смогла предоставить копии документов, подтверждающих выполнение критериев происхождения, заявленных в графе 9 сертификата.        

Следовательно, сведения, заявленные в графе 9 сертификата СТ-2, не подтверждены документально, то есть, компетентным органом страны происхождения не представлена информация, свидетельствующая о том, что товар подвергся обработке/переработке в Республике Сербия с указанием процентной доли стоимости использованных материалов иностранного происхождения  в стоимости экспортируемого товара, определяемой на базе цены «франко-завод».

Согласно пункту 8 статьи 11 Протокола, в случае, если полученные результаты последующей проверки (верификации) не позволяют установить подлинность сертификатов или действительное происхождение товаров, тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются.

На основании вышеизложенного, сертификат о происхождении товара формы СТ-2 не может являться документом, подтверждающим страну происхождения – Республика Сербия. Следовательно, режим свободной торговли в отношении Товаров не может быть применен.

Таким образом, установлен факт неправомерного применения режима свободной торговли в отношении Товаров, ввезенных из Республики Сербия, в нарушение требований пункта 4) статьи 188 и подпункта 1) пункта 3 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза повлек неисполнение обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины в полном объеме и в установленный законодательством срок.


5. Товар «мицелий грибной шампиньонов в брикетах» был помещен субъектом хозяйствования «А» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением тарифной преференции в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18.10.2011 (далее – Договор от 18.10.2011).

Согласно пункту 1 статьи 2 Договора от 18.10.2011 государство – участник Содружества Независимых Государств не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другого государства – участника Содружества Независимых Государств, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другого государства – участника Содружества Независимых Государств, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к данному Договору.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Договора от 18.10.2011 для определения страны происхождения товаров, происходящих из государств – участников Содружества Независимых Государств, и находящихся в торговом обороте между ними, последние руководствуются Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, (далее – Правила).

Согласно пункту 6.1. Раздела 6 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве – участнике вышеназванного соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 или декларации о происхождении товара.

Пунктом 5.1 Раздела 5 Правил определены условия предоставления режима свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения. При этом  пунктом 5.1 Раздела 5 Правил установлено, что если хотя бы одно из условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» данного пункта, не выполняется, уполномоченным органом по просьбе заявителя (декларанта) выдаются сертификаты о происхождении товара общей формы (без аббревиатуры СТ-1) в соответствии с национальным законодательством страны вывоза, и в данном случае товар не может пользоваться режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения.

В ходе проведения таможенной проверки было установлено, что  при помещении товара «мицелий грибной шампиньонов в брикетах» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления «А» был представлен сертификат о происхождении товара общей формы  (без аббревиатуры  СТ-1), в связи с чем в отношении данного товара не может быть применен режим свободной торговли, и преференция в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в его отношении не может быть предоставлена.

В соответствии c пунктом 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, которая должна быть исполнена в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Таким образом, в нарушение подпункта 4) статьи 188, подпункта 1) пункта 1 статьи 210 и подпункта 1) пункта 3 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза в связи с неправомерным применением тарифной преференции при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара «мицелий грибной шампиньонов в брикетах» в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины субъектом хозяйствования «А» не была исполнена в полном объеме обязанность по уплате таможенных платежей в установленный законодательством срок.


6. При таможенном декларировании товаров «сахар-песок белый» (страна происхождения Украина) ООО «В» заявлен код 1701 99 900 9 по ТН ВЭД. В соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18.10.2011г., ООО «В» применена льгота по уплате ввозной таможенной пошлины.

Исходя из документов, представленных ООО «В» в ходе таможенной проверки, товар   «сахар-песок белый» представляет собой сахар-песок белый, свекловичный, упакованный в полипропиленовые мешки по 50кг, в котором содержание сахарозы составляет 99,7 мас.% или более.

Таким образом, в соответствии с ОПИ 1, 6 ТН ВЭД, «сахар-песок белый» классифицируется в подсубпозиций 1701 99 100 9 ТН ВЭД.

Договором предусмотрено, что стороны-участницы не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении импорта товара, происходящего с таможенной территории другой стороны-участницы договора, за исключением некоторых случаев. Для Республики Беларусь одним из таких случаев является импорт товара «сахар белый» (классифицируемого в товарной подсубпозиций 1701 99 100 9 ТН ВЭД), страной происхождения которого является Украина. Следовательно, при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товара «сахар-песок белый», страной происхождения которого является Украина, классифицируемого в товарной подсубпозиций 1701 99 100 9 ТН ВЭД, ввозные таможенные пошлины подлежат уплате.

Таким образом, в связи с заявлением ООО «В» при таможенном декларировании недостоверных сведений о классификационном коде товаров «сахар-песок белый», и, соответственно, неправомерного применением льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, таможенные платежи в отношении вышеуказанных товаров уплачены не в полном объеме.


7. ИП "П" были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары с предоставлением льготы по уплате таможенной пошлины согласно статье 2 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011г. (далее - Договор), страна происхождения данных товаров -Украина.

Согласно пункту 1 статьи 62 Таможенного кодекса Таможенного союза для получения данной преференции ИП "П" были предоставлены сертификаты о происхождении товара формы СТ-1.

В статье 2 Договора определено, что Сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и / или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью.

Согласно статье 4 Договора для определения страны происхождения товаров, происходящих из Сторон и находящихся в торговом обороте между ними, Стороны руководствуются Правилами определения страны
 
происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (далее - Правила 2009г.).

Согласно пункту 6.1. Правил 2009г. для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 или декларации о происхождении товара.

Согласно подпункту 9.3. Правил сертификат может быть не признан действительным таможенными органами страны ввоза в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и / или недостоверных сведений.

В ходе таможенной проверки Государственной фискальной службой
Украины была предоставлена информация о том, что в отношении
сертификатов о происхождении товара формы СТ-1, выданных в
подтверждение происхождения товаров торгово-промышленной палатой
было принято решение об аннулировании данных сертификатов о
происхождении        товара        по причине предоставления
экспортером/грузоотправителем поддельных документов.

В соответствии с п.1 ст.63 Таможенного кодекса Таможенного союза при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства.

Таким образом, режим свободной торговли ИП "П" в отношении ввезенных товаров не может быть предоставлен.

Исходя из изложенного, в результате действий ИП "П", выразившихся в неправомерном использовании тарифной преференции в отношении ввезенных товаров, возникло неисполненное налоговое обязательство по уплате таможенных платежей.