Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по синему
Таможенные органы
Республики Беларусь

О функционировании системы управления рисками

При проведении таможенного контроля таможенные органы Республики Беларусь исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, т.е. при проведении таможенного контроля применяется система анализа и управления рисками (далее по тексту – СУР). 

В условиях постоянного роста количества подконтрольных лиц и расширения номенклатуры перемещаемых товаров данная система позволяет оптимально распределять временные и трудовые ресурсы таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы, тем самым, способствуя ритмичному пропуску физических лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу. 

В целях эффективного применения и дальнейшего развития данной системы Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь сформирована правовая и методологическая база СУР, создана соответствующая организационная структура, разработана и утверждена Концепция системы анализа и управления рисками на период 2010-2015 г.г. и в перспективе до 2020 г.

В рамках Таможенного союза на постоянной основе ведется работа по унификации национальных систем управления рисками исходя из накопленного национального опыта в вопросах оценки и управления рисками. Так, Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 20.10.2011 г. № 1/6 создана постоянно действующая Рабочая группа при Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза по вопросам развития системы управления рисками. На заседаниях Рабочей группы экспертами трех стран прорабатываются конкретные вопросы практического, методологического, организационного характера по направлению СУР.

Применение СУР позволило значительно сократить контрольную нагрузку на субъектов хозяйствования, при этом, заметно повысить качество и эффективность таможенного контроля.

Выдержка из Концепции системы управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь:

КОНЦЕПЦИЯ 
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Концепция разработана в целях формирования единых подходов и правил, определения базовых принципов построения, реализации и дальнейшего развития системы управления рисками (далее – СУР) в таможенных органах Республики Беларусь (далее – таможенные органы).
СУР применяется таможенными органами для определения объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля, применяемого к таким объектам, а также степени проведения таможенного контроля при совершении таможенных операций.

2. Концепция базируется на положениях Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (далее – Киотская конвенция), Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации и государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ISO Guide 73-2014 «Менеджмент риска. Термины и определения».

3. Советом Министров Республики Беларусь определены стратегия и тактика применения СУР в таможенных органах.

ГЛАВА 2
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ

4. В целях развития таможенного контроля, основанного на использовании СУР утверждена Концепция системы анализа и управления рисками на период 2010 – 2015 гг. и в перспективе до 2020 г. (далее – Концепция на 2010 – 2015 гг.), базирующаяся на положениях Киотской конвенции, Рамочных стандартов Всемирной таможенной организации и содержащая основные подходы и направления развития СУР в таможенных органах. Ключевые положения данного документа вошли также в отдельную главу Основных направлений развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года.
В рамках реализации концептуальных подходов по развитию СУР в таможенных органах:
сформирована правовая база СУР, а также необходимый методологический инструментарий;
проведены организационно-структурные преобразования в таможнях и Государственном таможенном комитете Республики Беларусь;
должностные лица таможенных органов обеспечены специальным программным обеспечением;
организована работа по унификации национальных СУР государств-членов Таможенного союза исходя из накопленного национального опыта в вопросах оценки и управления рисками. 
За счет рационального использования имеющихся сил и средств таможенных органов обеспечено ритмичное перемещение лиц и товаров через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь при сохранении качества таможенного контроля. 
Таможенный контроль проводится выборочно и целенаправленно с использованием СУР. При этом внимание таможенных органов концентрируется на внешнеторговых операциях, где существует наибольший риск нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании (далее – таможенное законодательство), позволяя основной массе товаров сравнительно свободно перемещаться через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь.

5. На текущий момент можно констатировать, что реализация Концепции на 2010 – 2015 гг. внесла важный вклад в становление и развитие практики управления рисками в таможенных органах. 
Вместе с тем, увеличение объемов внешнеэкономической деятельности, либерализация таможенного законодательства, изменения организационной структуры таможенных органов, новые таможенные и информационные технологии, интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза требуют дальнейшего совершенствования СУР на качественно новом уровне.

6. В целях достижения максимального эффекта от дальнейшего использования СУР выработаны и отражены в Концепции ключевые направления развития СУР на перспективу исходя из внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность таможенных органов.

7. В качестве приоритетных задач, стоящих перед таможенными органами при совершенствовании СУР, следует выделить:
оптимизацию задач и функций структурных подразделений, участвующих в СУР, а также форм такого участия;
совершенствование нормативной правовой базы и методологического инструментария, направленное на дальнейшее сокращение сроков выпуска товаров, максимальную автоматизацию совершения таможенных операций и упрощение таможенных формальностей в целом;
расширение функциональных возможностей специальных программных средств, обеспечивающих применение СУР, создание прикладных аналитических инструментов, системы мониторинга;
организацию профессионального обучения должностных лиц таможенных органов вопросам риск-менеджмента, проведению аналитической работы;
обеспечение максимального учета интересов таможенных органов при унификации национальных СУР государств-членов Евразийского экономического союза.

8. Дальнейшее совершенствование СУР в условиях ограниченности временных и трудовых ресурсов отражает передовые подходы в таможенном администрировании в части оптимизации затрат таможенных органов, создания баланса между мерами контроля и максимальным облегчением условий для международной торговли.

ГЛАВА 3
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ СУР

9. СУР основывается на базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенных органов:
законности;
целевой направленности;
единства;
комплексности;
автоматизации;
информационной защищенности.

10. Принцип законности заключается в соответствии СУР нормам, содержащимся в международных актах и актах законодательства Республики Беларусь, а также соблюдении и единообразном применении должностными лицами таможенных органов требований этих актов при реализации СУР.

11. Принцип целевой направленности заключается в подчинении поставленных задач и способов их решения общим целям таможенного контроля.

12. Принцип единства предусматривает единые подходы к процедурам сбора и обработки информации в целях оценки рисков, определения форм и способов воздействия на риски на всех уровнях управления системы таможенных органов.

13. Принцип комплексности предполагает всестороннюю и комплексную оценку рисков с последующим принятием решений об их минимизации всеми структурными подразделениями таможенного органа, участвующими в функционировании СУР.

14. Принцип автоматизации заключается в широком применении автоматизированных средств.

15. Базовые принципы построения СУР обеспечивают организацию эффективного таможенного контроля, при котором:
внимание таможенных органов сосредотачивается на наиболее важных и приоритетных направлениях работы исходя из имеющихся сил и средств;
определяются области с наибольшей вероятностью возможных нарушений законодательства с последующим принятием мер по их минимизации и (или) предотвращению;
оказывается содействие законной торговле через создание условий для добровольного выполнения таможенных правил со стороны участников внешнеэкономической деятельности и упрощения таможенных процедур со стороны таможенных органов.

16. При реализации СУР должностными лицами таможенных органов используются следующие ключевые инструменты СУР:
профили риска;
индикаторы риска;
категорирование участников внешнеэкономической деятельности.

17. Профиль риска является основным инструментом прямого указания должностным лицам, совершающим таможенные операции, мер по минимизации рисков и порядка их применения.

18. Индикаторы риска являются ключевыми показателями (критериями), позволяющими оценить текущий статус основных рисков, проверить, находятся ли они в допустимых пределах, определить необходимость привлечения дополнительных ресурсов для их снижения.

19. Категорирование участников внешнеэкономической деятельности предполагает их распределение по группам в зависимости от уровня добропорядочности согласно установленным критериям оценки рисков. 
Данное категорирование является основой применения субъектно-ориентированной модели СУР, предполагающей при оценке рисков дополнительный учет данных об уровне риска участников внешнеэкономической деятельности для целей дифференцированного принятия мер по минимизации рисков.
Таможенные органы обеспечивают проведение регулярного и всестороннего мониторинга и анализа деятельности субъектов хозяйствования, а также результатов совершения таможенных операций в отношении перемещаемых ими через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для целей актуализации присвоенного уровня риска. 

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

20. Процесс управления рисками как на уровне Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, так и на уровне таможен состоит из следующих основных этапов:
сбор и изучение информации о деятельности лиц и результатах совершения таможенных операций;
оценка рисков, включающая в себя действия по идентификации, анализу рисков, определению вероятности их наступления и ожидаемых последствий;
выбор мер по минимизации рисков и определение порядка их применения;
реализация в программном обеспечении профилей риска;
непосредственное применение выбранных мер по минимизации рисков;
контроль за качеством и полнотой принятых мер по минимизации рисков;
мониторинг и анализ результатов принятых мер по минимизации рисков, оценка качества их реализации и достигнутой эффективности;
при необходимости, корректировка либо отмена сформированных профилей риска.
В процессе управления рисками происходит целенаправленная переработка информации о состоянии уровня риска в командную информацию. Выбор образа действия на основе такой переработки информации представляет собой управленческое решение.  

21. В качестве исходных данных процесса управления рисками используются:
положения актов законодательства Республики Беларусь;
сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах;
информация о деятельности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
результаты совершения таможенных операций и применения мер по минимизации рисков;
информация, полученная от таможенных служб иностранных государств и иных государственных органов Республики Беларусь;
предварительная информация, поступившая в таможенные органы от участников внешнеэкономической деятельности в установленном порядке; 
информация, полученная в рамках служебной деятельности таможенных органов;
иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах.

22. Основным результатом применения процесса управления рисками является необходимый (достаточный) уровень соблюдения  законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. 
Для последующей оценки результатов процесса управления рисками устанавливаются критерии оценки и показатели эффективности (результативности) деятельности таможенных органов.

ГЛАВА 5
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУР

23. Достижение стратегических целей и решение тактических задач СУР обуславливают необходимость дальнейшего развития и совершенствования СУР по ключевым направлениям деятельности исходя из существующих в настоящее время актуальных вопросов организационного, нормативного и прикладного характера:

23.1. организация работы структурных подразделений, участвующих в СУР.
Развитие таможенных органов идет по пути создания централизованной модели построения СУР, при которой ключевые функции концентрируются в рамках одного подразделения, оперативно влияющего на все аспекты управления рисками. 
При организации взаимодействия между структурными подразделениями таможенного органа следует исходить из их компетенции, при этом, координирующим и организационным центром проводимой работы должно быть специализированное подразделение СУР. В частности, при проведении аналитической работы в таможенных органах специализированное структурное подразделение СУР должно быть организационным ядром для формирования экспертного коллектива из разных подразделений, а привлекаемые к этой работе должностные лица должны обязательно обладать практическим опытом работы по своим направлениям деятельности;

23.2. совершенствование нормативной правовой и методологической базы.
Функционирование СУР требует определенных законодательных основ для установления полномочий таможенных органов и в соответствующих случаях, для защиты самих должностных лиц. 
Дальнейшее развитие нормативной правовой базы и методологического инструментария необходимо проводить по следующим основным направлениям:
совершенствование порядка работы с индикаторами и профилями риска в части:
централизованного сбора сведений о формируемых профилях риска и результатах их применения;
контроля единообразного применения мер по минимизации выявленных рисков с целью достижения прогнозируемых результатов таможенного контроля;
оптимизации используемых индикаторов риска, проведения их регулярной актуализации;
построения четко отлаженной системы «обратной связи»;
накопления и обработки информации о рисках нарушения таможенного законодательства, выявленных с использованием индикаторов и профилей риска;
совершенствование проводимой аналитической работы и принятия мер по минимизации рисков в части:
разработки целевых методик и методологической базы в целом, касающейся проведения должностными лицами аналитической работы;
систематизации и упорядочивания подходов при проведении аналитической работы, обеспечения ее системности и комплексности;
установления единых подходов к процедурам сбора, обобщения, обработки информации, ее оценки на предмет наличия рисков и выбора мер по их минимизации;
организации работы по анализу рисков в неторговом обороте путем комплексного анализа сведений из информационных ресурсов таможенных органов, а также иных контролирующих органов Республики Беларусь; 
совершенствования подходов к категорированию участников внешнеэкономической деятельности и товаров в зависимости от уровня риска нарушения таможенного законодательства и применяемых мер по минимизации рисков;
формирования перечня рисков, минимизация которых возможна и целесообразна на этапе после выпуска товаров;
совершенствование мониторинга и оперативного контроля за деятельностью таможенных органов в рамках СУР, а именно:
определение наиболее значимых количественных и качественных показателей деятельности таможенных органов, характеризующих результаты применения СУР, определение методики расчета таких показателей, а также порядка их сбора и оценки;
определение механизмов реагирования на отклонения таких показателей от прогнозных/оптимальных значений путем принятия соответствующих управленческих решений;
определение критериев и порядка оценки эффективности функционирования СУР в целом;

23.3. совершенствование программного обеспечения.
Автоматизация процессов функционирования СУР заключается в широком применении автоматизированных средств получения, передачи, сбора и анализа информации, а также, по возможности, исключения человеческого фактора из процессов выявления рисков и принятия решения о мерах по минимизации рисков;

23.4. совершенствование системы обучения.
Профессиональное обучение должностных лиц должно осуществляться на основании образовательных программ повышения квалификации и переподготовки по направлению развития СУР. 
При повышении квалификации и переподготовке специалистов СУР, при проведении специализированных семинаров и курсов следует акцентировать внимание на практических аспектах СУР с учетом быстро меняющейся ситуации в информационной сфере, способах и методах обработки и анализа информации;

23.5. международное сотрудничество.
В связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года для таможенных органов основным направлением развития СУР на международном уровне станет работа по унификации национальных СУР, проводимая в рамках Евразийского экономического союза.

24. Реализация мероприятий по указанным направлениям деятельности позволит в среднесрочной и долгосрочной перспективе решить следующие задачи:
оптимизировать работу должностных лиц таможенных органов с индикаторами и профилями риска;
повысить эффективность принимаемых мер по минимизации выявленных рисков и профилактике правонарушений, совершаемых должностными лицами таможенных органов;
организовать аналитическую работу в таможенных органах на качественно новом уровне, в первую очередь, за счет ее комплексности и системности;
контролировать единообразное применение элементов СУР в целях достижения прогнозируемых результатов;
оперативно реагировать на негативные тенденции во внешнеэкономической деятельности, а также на отклонения  результатов деятельности таможенных органов в рамках СУР от прогнозных;
создать баланс между содействием развитию международной торговли и обеспечением эффективности таможенного контроля;
создать условия по стимулированию и поддержке добросовестных и законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, сократив тем самым их материальные и временные издержки.

ГЛАВА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ

25. Эффективность мероприятий, направленных на реализацию Концепции, будет оцениваться по следующим целевым индикаторам:
обеспечение общей эффективности проведения таможенных досмотров не менее 5 %;
обеспечение уровня контрольной нагрузки на уполномоченных экономических операторов при таможенном декларировании и выпуске не более 0,8%;
создание механизма категорирования участников внешнеэкономической деятельности в целях выбора объектов контроля в рамках СУР;
создание необходимых механизмов для аналитической деятельности и проведения оперативного мониторинга;
включение в программы первоначального обучения должностных лиц, вновь принятых на службу в таможенные органы, занятий по направлению СУР;
создание курсов повышения квалификации для должностных лиц аналитических подразделений по теме «Актуальные способы и методы первичной обработки и анализа информации, используемые в практической деятельности аналитических подразделений таможенных органов».

26. Положения Концепции могут использоваться для разработки и уточнения конкретных программ и планов развития таможенных органов на 2016-2020 годы.