Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по синему
Таможенные органы
Республики Беларусь
Главная | Правоохранительная деятельность | Вопросы ответственности за нарушение таможенного законодательства

Вопросы ответственности за нарушение таможенного законодательства

В соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) одной из функций таможенных органов является предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений.

На основании статьи 354 ТК ЕАЭС таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов. Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов.

В силу статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях таможенные органы уполномочены законом осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 - 231, а также статьями 328-1 и 333-1 (в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза) Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Должностные лица таможенных органов Республики Беларусь уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: по частям 2 и 3 статьи 9.21, статьям 11.26, 11.44, части 4 статьи 12.17, статье 12.23, частям 1 - 3 статьи 12.27, статье 12.29, частям 1 и 3 статьи 12.30, части 9 статьи 13.6, статьям 13.10, 13.11, 14.1 - 14.16, 16.10, части 2 статьи 17.11, частям 1 и 4 статьи 18.20, части 1 статьи 18.42, статьям 18.43 (в части управления тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонения от маршрута, указанного в этом разрешении), статьям 23.1 - 23.5, 23.16, частям 1 и 2 статьи 23.23, статьям 23.32, статьям 24.3 - 24.6.

При рассмотрении фактов нарушений таможенного законодательства Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь последовательно проводится работа по обеспечению единых подходов таможенных органов при разграничении фактов совершения неумышленных ошибочных действий, незначительных проступков, не влекущих ущерба экономике республики и фактов незаконного перемещения товаров.

Общие критерии квалификации ошибочных действий согласовываются с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Верховным судом Республики Беларусь и закрепляются Решениями Коллегии Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Лицо, совершившее правонарушение, соответствующее установленным критериям освобождается от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.

Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь ведется работа по совершенствованию единых подходов к определению малозначительности правонарушений и квалификации нарушений, по которым таможенные органы уполномочены на ведение административного процесса.

С учетом изменений административного и таможенного законодательства скорректированы ранее принятые решения коллегии Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по данным вопросам. Решением Коллегии Государственного таможенного комитета от 04 июля 2018 года (приказ ГТК Республики Беларусь от 04 июля 2018 г. № 248-ОД) определены критерии малозначительности при выявлении фактов неуплаты либо неполной уплаты в установленный срок таможенных платежей обязанным лицом.

Решением коллегии Государственного таможенного комитета от 28 декабря 2012 года (приказ ГТК Республики Беларусь от 28 декабря 2012 года № 544-ОД) закреплены единые подходы к правоприменительной практике по административным делам при обнаружении должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного декларирования товаров неточностей в транспортных и (или) коммерческих документах в рамках реализации инвестиционных договоров.

Решением Коллегии Государственного таможенного комитета от 2 мая 2013 года (приказ ГТК Республики Беларусь от 03.05.2013 г. № 164-ОД) определены подходы к признанию деяния малозначительным при недекларировании белорусских рублей и (или) иностранной валюты физическими лицами при пересечении таможенной границы Таможенного союза.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, физическое или юридическое лицо, в случае несогласия с принятым в отношении него решением, в том числе вынесенным должностным лицом таможенного органа, имеет право на его обжалование.

При наличии у субъектов хозяйственной (предпринимательской) деятельности или у физического лица намерения обжаловать то или иное действие или решение таможенного органа для защиты своих законных прав и интересов, если полагает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат законодательству, либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, прежде всего необходимо четко определить, какие именно действия или решения таможенного органа подлежат обжалованию.

Так, если обжалованию подлежат решения, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа, принятые (осуществленные) им при совершении таможенных операций, то их обжалование должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 358 ТК ЕАЭС и главой 3 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Если обжалованию подлежат действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, то их обжалование осуществляется в порядке, предусмотренном главой 7 (далее – ПИКоАП).

Если обжалованию подлежит вынесенное судом или органом, ведущим административный процесс постановление по делу об административном правонарушении, то его обжалование осуществляется в порядке, предусмотренном главой 12 ПИКоАП.

Для каждого из указанных выше обжалуемых действий и решений таможенных органов, законом установлен конкретный порядок их обжалования. Жалобы на действия и решения должностных лиц, поданные в нарушение установленного порядка не рассматриваются.

Обращаем внимание, что с 31.01.2018 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2018 года № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон).

Данным Законом внесены существенные изменения в административное и административно-процессуальное законодательство, смягчающие, а в отдельных случаях и устраняющие ответственность субъектов хозяйствования и их должностных лиц за совершенные ими деяния.

Абзацем пятым статьи 5.5 КоАП «Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением» установлено, что не является административным правонарушением при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее трех рабочих

дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза – неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более одного процента от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние.

В связи с чем, у субъекта хозяйствования на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей есть возможность избежать установленную законом ответственность за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, то есть за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 9 статьи 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа».

Существенно изменилась санкция статьи, предусматривающей административную ответственность за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие (статья 11.44 КоАП «Нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации»).

За совершение указанного правонарушения устранена ответственность юридического лица, субъектом административной ответственности в настоящее время является только физическое лицо. Также, санкция указанной статьи КоАП дополнена административным взысканием в виде предупреждения, и исключен нижний предел штрафа.

В соответствии с Законом, в санкциях части 4 статьи 12.17, частей 5-7, 9 и 11 статьи 12.23, части 1 статьи 12.30, частей 1 и 2 статьи 14.2, статей 14.3, 14.4, частей 1 и 3 статьи 14.5, частей 1 и 2 статьи 14.7 КоАП исключается дополнительный вид административного взыскания – конфискация.

Обращаем внимание, что физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;

2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;

3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;

4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин - в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода; 5) сумма дохода превышает сорок базовых величин - в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП

предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;

6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП предусмотрена обязательная конфискация.

Привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.