Стратегия развития таможенных органов на 2021-2025 годы и прогнозный период до 2030 года
В 2020 году завершена реализация Основных направлений развития таможенной службы на 2016–2020 годы.
Таможенные органами проведена масштабная работа по подготовке Основных направлений развития на 2021-2025 годы и прогнозный период до 2030 года. Разработана Дорожная карта реализации задач, поставленных в Стратегии, которая максимально ориентирована на открытость таможни и снятие возможных барьеров для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности при пересечении границы. В дорожной карте предусмотрено 24 целевых индикатора. Документ, который уже утвержден и принят в реализацию, обсуждался с бизнесом, Министерством экономики, другими заинтересованными государственными органами.
При формировании Основных направлений развития учитывались нормы международного и национального законодательства, а также положения ключевых документов в правовом регулировании таможенного дела, вступивших в силу в течение 2016–2020 годов.
Основные направления развития являются основой для разработки директивных и адресных документов, программ и планов развития таможенной службы на краткосрочную и среднесрочную перспективу, как комплексных, так и по отдельным направлениям деятельности.
В прогнозе развития таможенной службы Республики Беларусь на ближайшие 5-10 лет учтены произошедшие глобальные, региональные и национальные изменения в сфере внешней торговли, таможенного администрирования и развития информационно-коммуникационных технологий.
Главная стратегическая цель развития таможенной службы Республики Беларусь – обеспечение безопасности в сфере ВЭД и содействие внешней торговле.
Исходя из главной стратегической цели задачами таможенной службы Республики Беларусь, как государственного института, являются повышение уровня экономической безопасности страны, обеспечение полноты поступлений в республиканский бюджет доходов от деятельности таможенных органов, создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в национальную экономику, защита интересов отечественных производителей и максимальное содействие их внешнеторговой деятельности за счет повышения качества таможенного администрирования.
Основными направлениями развития таможенной службы Республики Беларусь в 2021-2025 годах являются:
-
развитие эффективной и прозрачной системы таможенного администрирования, обеспечение быстрых, удобных и безопасных коммуникаций между таможенным органом, бизнесом и гражданами;
-
развитие электронного таможенного декларирования и автоматизации совершения таможенных операций, в том числе при осуществлении выпуска товаров;
-
создание многоуровневой системы таможенного контроля, сочетающей централизованный и децентрализованный подходы;
-
сокращение времени выпуска товаров;
-
полномасштабное использование неинтрузивного контроля в целях сокращения времени проведения таможенного контроля;
-
создание и развитие центров электронного декларирования;
-
развитие современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, систем информационной безопасности для обеспечения эффективного функционирования;
-
применение информационно-коммуникационных систем и комплексов, соответствующих инновационному подходу и современному технологическому укладу в области контроля таможенных платежей;
-
уменьшение контрольной нагрузки на участников ВЭД при недопустимости снижения эффективности проведения таможенного контроля;
-
развитие в таможенных органах института оперативно-розыскной деятельности и информационно-аналитической работы;
-
совершенствование инструментов противодействия правонарушениям на канале ВЭД, пресечение фактов незаконного перемещения через таможенную границу запрещенных и ограниченных к перемещению товаров, товаров с занижением таможенной стоимости, денежных средств и инструментов, в том числе в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической и иной преступной деятельности;
-
внедрение новых технологий в правоохранительную деятельность таможенных органов, поэтапный переход к безбумажному ведению административного процесса и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях;
-
снижение рисков нарушения таможенного законодательства посредством внедрения участниками таможенных отношений самоконтроля предпринимательской деятельности;
-
оптимизация работы структурных подразделений таможенных органов в рамках централизованной модели построения СУР;
-
интеграция всех источников информации для выявления и оценки угроз;
-
совершенствование методического инструментария, направленное на повышение качества и оперативности выбора объектов таможенного контроля с последующим профилированием;
-
переход от количественных показателей результативности СУР к показателям, позволяющим оценивать конечный результат исходя из проделанной работы по недопущению повторных и профилактике совершения новых правонарушений;
-
развитие таможенной инфраструктуры, оптимизация структуры и территориального размещения таможенных органов;
-
развитие и совершенствование механизма формирования качественного кадрового состава таможенных органов, а также соблюдение принципов противодействия коррупции;
-
формирование условий службы в таможенных органах, способствующих полному раскрытию потенциала работников с учетом мотивации к развитию знаний и профессиональных навыков;
-
обеспечение социальной защищенности работников таможенных органов и членов их семей, улучшение их жилищных условий, повышение доступности, качества и безопасности оказания медицинских услуг;
-
повышение эффективности образовательной и экспертной деятельности ГИПКиПК, расширение возможности дистанционного обучения посредством внедрения информационных технологий, модернизации инфраструктуры и ресурсной базы;
-
наращивание научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава и совершенствование штатной (организационной) структуры ГИПКиПК с учетом новых задач в образовательной сфере;
-
развитие и совершенствование учебно-тренировочного полигона таможенных органов.