1. Соблюдение установленных Решением № 30 запретов и ограничений при ввозе озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества
Субъектом хозяйствования при таможенном декларировании товара «установка для кондиционирования воздуха, хладагент R290 (пропан)» заявлен код 8415 10 900 0 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС). Вышеуказанный товар включен в список D раздела 1.1 приложения № 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – раздел 1.1 и Решение № 30, соответственно).
Хладагент R290 не включен в списки С и F раздела 2.1 приложения № 2 к Решению № 30 (далее – раздел 2.1), представляющие собой перечни товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза.
В графе 44 деклараций на товары, согласно которым товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, сведения о наличии лицензии или заключения (разрешительного документа) в отношении таких товаров отсутствуют.
Пунктом 1 Решения № 30 установлен:
- запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению № 1 к Решению № 30, к которым относятся, в том числе, озоноразрушающие вещества и продукция, содержащая озоноразрушающие вещества, поименованные в списках A, B, C, D, E раздела 1.1;
- разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению № 2 к Решению № 30, к которым относятся, в частности, озоноразрушающие вещества, поименованные в списках С, F раздела 2.1.
Согласно примечанию к разделу 1.1 для целей указанного раздела необходимо руководствоваться как кодом товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Соответственно, в отношении товаров, поименованных в списке D (перечень продукции, содержащей озоноразрушающие вещества) раздела 1.1, запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС или вывоза с нее распространяется только в случае, если такие товары содержат озоноразрушающие вещества, указанные в списках A, B, C и E раздела 1.1.
В случае, если ввозимые товары содержат озоноразрушающие вещества, указанные в разделе 2.1, в отношении них действует разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС. При этом в соответствии с пунктом 3 Решения № 30 разрешительный порядок ввоза реализуется, в том числе посредством применения административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, согласно приложению № 20 к вышеуказанному решению.
Согласно пункту 4 вышеуказанного положения, ввоз на таможенную территорию ЕАЭС и вывоз с таможенной территории ЕАЭС озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, поименованные в разделе 2.1, осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. № 199.
Исходя из вышеизложенного следует, что для ввоза на таможенную территорию ЕАЭС или вывоза с нее продукции, включенной в список D раздела 1.1, в случае если она содержит вещества из списка F раздела 2.1 или смеси таких веществ, требуется получение разрешительного документа. При этом, процентное содержание или количество содержащихся в продукции озоноразрушающих веществ значения не имеют.
2. Соблюдение положений Декрета № 3 в отношении товаров, ввозимых в качестве иностранной безвозмездной помощи
Субъектом хозяйствования получена иностранная безвозмездная помощь, впоследствии зарегистрированная Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент) согласно удостоверению о регистрации иностранной безвозмездной помощи в виде товаров. Ввезенные в качестве помощи товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций, ввозных таможенных пошлин и налогов в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 3).
В ходе проведения проверочных мероприятий в отношении субъекта хозяйствования был установлен факт использования им помощи не по целевому назначению - передача согласно ведомостям распределения иностранной безвозмездной помощи ввезенных товаров лицам, не указанным в плане целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи в качестве получателей (вторичных (последующих) получателей).
Пунктом 11 Декрета № 3 установлено, что ввозимые на территорию Республики Беларусь юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями товары, получаемые (полученные) в качестве иностранной безвозмездной помощи могут освобождаться от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин (кроме подакцизных товаров), налога на добавленную стоимость.
Порядок поступления, регистрации и использования иностранной безвозмездной помощи установлен Положением о порядке поступления в Республику Беларусь иностранной безвозмездной помощи, ее регистрации, взимания платы за ее регистрацию, учета такой помощи и ее использования, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь от 27.08.2020 № 502/4 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи».
В соответствии с пунктом 4 Декрета № 3 помощь подлежит регистрации в Департаменте, подтверждением чего является выдача получателю удостоверения о регистрации помощи.
Копия такого удостоверения, содержащего сведения об установленных видах льгот по налогам, сборам (пошлинам), копия плана целевого использования иностранной безвозмездной помощи, а также копия акта приемки или копия документа, подтверждающего отправление (предоставление) товаров получателю, с указанием наименования, количества и стоимости товаров, предоставляются в таможенный орган в качестве документов, подтверждающих предоставление льгот по уплате таможенных платежей, и являются основанием для применения льгот по налогам, сборам (пошлинам).
Согласно пункту 13 Декрета № 3 получатели (вторичные (последующие) получатели) направляют и используют помощь на указанные в плане цели, для реализации которых зарегистрирована помощь, представляют отчет о ее использовании. В плане также отражаются виды и размер расходов, перечень вторичных (последующих) получателей.
Таким образом, передача помощи вторичным (последующим) получателям, не указанным в плане целевого использования, согласно пункту 8 Декрета № 3 является нецелевым использованием помощи и, соответственно, служит основанием для взимания таможенными органами в отношении таких товаров таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и пеней по вышеуказанным платежам.
3. Соблюдение запрета по передаче условно выпущенных товаров третьим лицам
Товар был помещен субъектом хозяйствования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларации на товары (далее – ДТ) под обязательство подтверждения соблюдения запретов и ограничений после выпуска.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров.
Пунктом 3 статьи 126 ТК ЕАЭС установлено, что условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 данной статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, - также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
Исходя из пункта 3 статьи 110 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон) перечень таких товаров либо их категорий, а также порядок и сроки подтверждения соблюдения запретов и ограничений после их выпуска устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
В соответствии с подпунктом 2.27 пункта 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Постановление № 509) подтверждение соблюдения мер технического регулирования в отношении вышеуказанных товаров осуществляется путем представления корректировки ДТ в порядке, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее – Решение № 289). При этом, в корректировке ДТ должны быть указаны сведения о документах, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования, выданных, зарегистрированных или принятых органом по сертификации (в случае ввоза продукции, подлежащей сертификации) или испытательной лабораторией (центром), если привлечение аккредитованной испытательной лаборатории (центра) предусмотрено схемой декларирования соответствия (в случае ввоза продукции, подлежащей декларированию соответствия), являющимися юридическими лицами Республики Беларусь, и сведения об этом договоре указаны в ДТ.
Подтверждение осуществляется в срок, указанный декларантом в ДТ, который не должен превышать 60 календарных дней со дня регистрации ДТ.
Согласно документам и сведениям, представленным декларантом, установлены факты продажи условно выпущенных товаров третьим лицам согласно товарно-транспортным накладным до получения документа, подтверждающего соблюдение мер технического регулирования.
При этом корректировка ДТ представлена в таможенный орган с внесением соответствующих изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в графе № 44 ДТ.
Таким образом, декларантом не соблюдены требования законодательства о таможенном регулировании, установленные пунктом 3 статьи 126 ТК ЕАЭС, подпунктом 3 статьи 110 Закона, пунктом 2.27 Постановления, выразившиеся в использовании условно выпущенных товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, путем передачи третьим лицам (реализации товаров) до подтверждения соблюдения запретов и ограничений, в связи с чем усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.