Таможенные органы Республики Беларусь

Таможенные органы Республики Беларусь  >Участникам ВЭД  >Бизнесменам  >Утилизационный сбор

Утилизационный сбор

Уплата утилизационного сбора организациями и индивидуальными предпринимателями. Документы, подтверждающие категорию транспортных средств

Порядок уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь, регулируется главой 28 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Плательщиками утилизационного сбора признаются также организации и индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие особые режимы налогообложения.

К транспортному средству не относится шасси, представляющее собой устройство на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства и не имеющее хотя бы одной из следующих составных частей: кабины, двигателя, кузова.

Транспортные средства, ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также ввезенные в Республику Беларусь из государств - членов ЕАЭС и подлежащие государственной регистрации, являются объектами обложения утилизационным сбором. Утилизационный сбор подлежит уплате соответственно до помещения транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также до его государственной регистрации при ввозе из государств - членов ЕАЭС.

Справочно. Утилизационный сбор не уплачивается в случае помещения транспортных средств под иные таможенные процедуры (например, таможенные процедуры таможенного склада, временного ввоза (допуска) и т.д.).

Согласно статье 303 НК налоговой базой утилизационного сбора признается единица транспортного средства, признаваемого объектом обложения утилизационным сбором.

Виды и категории транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставки утилизационного сбора установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств» (далее – постановление № 437).

В соответствии с подстрочным примечанием <*> приложения 2 к постановлению № 437 категории транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (далее – Технический регламент).

Пунктом 29 Инструкции о порядке заполнения, представления, регистрации, внесения изменений, а также аннулирования документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, утвержденной постановлением ГТК от 13 февраля 2014 г. № 4 (далее – Инструкция), определены документы (или их копии), которые представляются в таможню вместе с документом, отражающим исчисление и уплату утилизационного сбора, к которым в том числе относятся документы, подтверждающие соответствие вида и категории транспортных средств классификации, предусмотренной Техническим регламентом. К таким документам относятся:

для подтверждения классификации транспортных средств в категорию «Мl» – свидетельство о регистрации (технические паспорта, технические талоны), иные документы, подтверждающие регистрацию транспортного средства в государстве предыдущей регистрации, транспортные (перевозочные), коммерческие документы;

для подтверждения классификации транспортных средств в категорию, отличную от «М1», – одобрения типа транспортных средств, свидетельство о регистрации (технические паспорта, технические талоны), иные документы, подтверждающие регистрацию транспортного средства в государстве предыдущей регистрации, сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии.

Утилизационный сбор: об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним

Государственный таможенный комитет в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 951 «Об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним» (далее – постановление № 951) информирует о следующем.

Постановление № 951 вступает в силу 7 апреля 2023 г. и предусматривает необходимость уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним.

Для целей постановления № 951 под самоходными машинами понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства (за исключением автомототранспортных средств с максимальной конструктивной скоростью движения более 50 км в час, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной (суммарной) мощностью электродвигателя (электродвигателей) более 4 кВт. При этом самоходными машинами не признаются машины мощностью силовой установки менее 5,5 л.с., управляемые рядом идущим водителем (оператором).

Под прицепами в постановлении № 951 понимается транспортное средство, не оборудованное двигателем, приводящим данное транспортное средство в движение, и буксируемое самоходной машиной. К прицепам также относятся прицепы, у которых часть вертикальной нагрузки передается буксирующему транспортному средству (полуприцепы).

Перечень документов, подтверждающих освобождение от утилизационного сбора самоходных машин и (или) прицепов к ним, определен согласно приложению 1 к постановлению № 951.

Перечень видов самоходных машин и (или) прицепов к ним, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора определен согласно приложению 2 к постановлению № 951.

Также постановлением № 951 внесены соответствующие изменения в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств» (далее – постановление № 437). Из приложения 2 к постановлению № 437 исключен пункт 4 «Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья» в связи с его включением в приложение 2 к постановлению № 951.

Обращаем внимание, что основными критериями при определении суммы утилизационного сбора являются вид самоходной машины и код
ТН ВЭД ЕАЭС. Ставки утилизационного сбора варьируются в зависимости от даты выпуска и мощности силовой установки.

Также информируем, что в случае, если наименование самоходной машины не соответствует ни одному из пунктов приложения 2 к постановлению № 951, а также в случае отсутствия в представленных для исчисления утилизационного сбора документах сведений о мощности силовой установки, максимальной конструктивной скорости движения, объеме двигателя, в зависимости от значения которых определяется объект обложения утилизационным сбором и (или) устанавливается ставка утилизационного сбора, то применяется наибольшая из таких ставок утилизационного сбора.

Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним

Применение норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 951 «Об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним» (далее – постановление № 951) осуществляется исходя из следующих подходов.

  1. В соответствии с подстрочным примечанием «*» к постановлению № 951 под самоходными машинами понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства (за исключением автомототранспортных средств с максимальной конструктивной скоростью движения более 50 км в час, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной (суммарной) мощностью электродвигателя (электродвигателей) более 4 кВт.

    Согласно подстрочному примечанию «**» к постановлению № 951 под прицепами понимается транспортное средство, не оборудованное двигателем, приводящим данное транспортное средство в движение, и буксируемое самоходной машиной. К прицепам также относятся прицепы, у которых часть вертикальной нагрузки передается буксирующему транспортному средству (полуприцепы).

  2. Перечень видов самоходных машин и (или) прицепов к ним, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора определен согласно приложению 2 к постановлению № 951.

  3. Согласно части первой пункта 3постановления № 951 критериями при определении ставки утилизационного сбора являются вид самоходной машины, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), мощность силовой установки и дата выпуска самоходной машины.

    Пример. В пункте 17 приложения 2 к постановлению № 951 «Комбайны кормоуборочные» речь идет только о коде ТН ВЭД ЕАЭС 8433 59 110, т.е. комбайны силосоуборочные (соответственно, комбайны картофелеуборочные, свеклоуборочные и т.п. не входят в данный перечень).

  4. Частью третьей пункта 3постановления № 951 определено, что в случае, если представленные документы не содержат точных сведений о виде самоходной машины, мощности силовой установки и (или) дате ее выпуска, такие критерии принимают значение, которому соответствует наибольшая из ставок утилизационного сбора.

  5. Следовательно, в случае, если код ТН ВЭД ЕАЭС товара соответствует коду ТН ВЭД ЕАЭС, содержащемуся в приложении 2 к постановлению № 951, но наименование товара не соотносится ни с одним из указанных в данном приложении видов самоходных машин, то вне зависимости от вида самоходной машины таможенный орган будет взимать утилизационный сбор, причем по наибольшей из ставок, указанных в приложении 2 к постановлению № 951, но с учетом известных характеристик (код ТН ВЭД ЕАЭС, мощность силовой установки, дата выпуска).

  6. В приложение 2 к постановлению № 951 входят только прицепы к самоходным машинам (исходя из примечания 4 к перечню 2 и подстрочного примечания <**> к постановлению № 951).

    Следовательно, действие постановления № 951 не распространяется на прицепы, которые могут использоваться как с транспортными средствами, так и с самоходными машинами (т.е. когда конструктивные особенности использования прицепов исключительно с самоходными машинами отсутствуют или не очевидны).

    Как правило, такие прицепы попадают под действие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств» (если они соответствуют категории О4, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР/ТС 018/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»).

  7. В пункте 19 приложения 2 к постановлению № 951 поименованы самосвалы, которые исключены из пункта 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств». Таким образом, в отношении самосвалов с 7 апреля 2023 г. утилизационный сбор подлежит уплате по ставкам, предусмотренным постановлением № 951.

  8. По вопросам технического нормирования, связанным с постановлением № 951, юридические и физические лица могут обращаться на возмездной основе с официальным запросом и с приложением копий имеющейся технической документации (руководства по эксплуатации, паспорта и т.п.) на ввозимые товары в научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (далее – БелГИСС).

    Справочно. БелГИСС, исходя из положений статьи 11 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации», выступает в качестве Национального института по стандартизации в области технического нормирования и стандартизации, выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разрабатывает технические регламенты, стандарты и иные документы, а также оказывает консультационно-методическую помощь по постановке на производство продукции и другим вопросам.

  9. В случае представления в течение двух месяцев с даты регистрации документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, в таможенный орган документа, выданного органом по сертификации, аккредитованной испытательной лабораторией (центром) или организацией, имеющей в штате специалиста, и содержащего сведения о критериях самоходной машины, утилизационный сбор исчисляется исходя из таких сведений о критериях.

Об органах (организациях), выдающих документы, подтверждающие критерии самоходной машины

Государственный таможенный комитет в связи с внесением изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 951 «Об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним» (далее – постановление № 951) информирует о следующем.

Постановление № 951 дополнено нормой, согласно которой в случае представления в течение двух месяцев с даты регистрации документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, в таможенный орган документа, выданного органом по сертификации, аккредитованной испытательной лабораторией (центром) или организацией, имеющей в штате специалиста, и содержащего сведения о критериях самоходной машины, утилизационный сбор исчисляется исходя из таких сведений о критериях.

Информируем о рекомендуемых органах (организациях), выдающих документы, подтверждающие критерии самоходной машины:

научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (далее – БелГИСС);

НТЦ «Республиканский полигон для испытаний мобильных машин» Государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения» Национальной академии наук Республики Беларусь;

ООО "Научно-практический центр инновационного машиностроения".

Информируем, что данный перечень является открытым. Также обращаем внимание на необходимость предоставления документов, подтверждающих, что работник организации имеет соответствующие профилю оказываемых услуг профессиональную подготовку и квалификацию. Для документов, выданных указанными выше организациями, подтверждение квалификации специалистов, выдавших такие документы, не требуется.

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ, ВЗИМАЕМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

ПЕРЕВОЗЧИКАМ

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

ПОСТТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ, ВЫПУСК И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА «О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

БИЗНЕСМЕНАМ

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Информационные ресурсы