Информация о загруженности установленных мест для перегрузки (перецепки)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 247 "О перемещении транспортных средств"
Перечень мест, в которые могут следовать автотранспортные средства международной перевозки грузов, зарегистрированные в Европейском союзе, для осуществления грузовых операций и перецепки, из автодорожных пунктов пропуска
Случаи неприменения постановления № 247
Пункты 1, 2 и 4 настоящего постановления не применяются при перемещении следующих категорий товаров и транспортных средств, прицепов (полуприцепов):
почтовые отправления;
крупногабаритные грузы, для перевозки которых требуется специальное разрешение, если исходя из технических характеристик перевозимого груза и (или) технологических особенностей перевозки невозможно следование в специально установленные места, указанные в приложении 1, для совершения грузовых операций и (или) перецепки, и транспортные средства, прицепы (полуприцепы) для их перевозки при условии согласования перемещения данных транспортных средств, прицепов (полуприцепов) Министерством транспорта и коммуникаций;
специализированные транспортные средства, прицепы (полуприцепы), предназначенные для перевозки легковых и (или) грузовых автомобилей, тягачей, прицепов (полуприцепов), мотоциклов, квадроциклов (автовозы), в том числе при их следовании для загрузки такими товарами в соответствии с документами, подтверждающими указанную цель;
гуманитарные грузы;
живые животные, а также яйца инкубационные и специализированные транспортные средства, прицепы (полуприцепы) для их перевозки;
готовые лекарственные средства, в том числе нерасфасованные, сырье, материалы, фармацевтические субстанции, стандартные образцы и реактивы для производства и проведения контроля качества лекарственных средств, медицинские изделия, запасные части и комплектующие к ним, сырье, материалы для производства медицинских изделий;
готовые ветеринарные лекарственные средства, в том числе нерасфасованные, сырье для производства ветеринарных лекарственных средств;
кровь, органы и ткани человека;
радиоизотопная продукция и многооборотная тара для ее перевозки при следовании в пункт таможенного оформления ”Аэропорт Минск-2“;
порожние транспортные средства, прицепы (полуприцепы) следующие в обратном направлении на территорию Европейского союза после перевозки товаров, указанных в настоящем пункте, если их прибытие на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь осуществлялось через автодорожные пункты пропуска, расположенные на территории Республики Беларусь.
Основанием для отнесения товаров к товарам, указанным в абзаце седьмом части первой настоящего пункта, является:
для готовых лекарственных средств – включение лекарственного средства в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь, или Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации, или единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, а при отсутствии лекарственного средства в них – наличие заключения (разрешительного документа) Министерства здравоохранения на ввоз лекарственных средств на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь и в Республику Беларусь с территории государств – членов Евразийского экономического союза;
для сырья, материалов, фармацевтических субстанций, стандартных образцов и реактивов для производства и проведения контроля качества лекарственных средств – заключение Министерства здравоохранения, подтверждающее их предназначение для производства и (или) проведения контроля качества лекарственного средства, либо включение следующей в Российскую Федерацию фармацевтической субстанции в Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации;
для лекарственного препарата в форме in bulk, прошедшего все стадии технологического процесса, за исключением процессов фасовки и (или) упаковки, – подтверждение Министерства здравоохранения о его предназначении для выполнения стадий технологического процесса фа-совки и (или) упаковки либо включение следующего в Российскую Феде-рацию лекарственного препарата в форме in bulk, прошедшего все стадии технологического процесса, за исключением процессов фасовки и (или) упаковки, в Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации;
для медицинских изделий – включение медицинского изделия в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь, или Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий Российской Федерации, или единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза;
для запасных частей и комплектующих к медицинским изделиям, за исключением указанных в абзаце седьмом настоящей части, сырья, материалов для производства медицинских изделий – подтверждение Министерства здравоохранения об их предназначении для медицинских изделий;
для запасных частей и комплектующих к медицинским изделиям, следующих в Российскую Федерацию, – уникальный номер реестровой записи Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий Российской Федерации, в которой содержатся сведения о принадлежности перемещаемых товаров к соответствующему медицинскому изделию.
Основанием для отнесения товаров к товарам, указанным в абзаце восьмом части первой настоящего пункта, является регистрация в Государственном реестре ветеринарных препаратов Республики Беларусь, Государственном реестре лекарственных средств для ветеринарного применения Российской Федерации или Государственном реестре ветеринарных препаратов и кормовых добавок Республики Казахстан либо информирование заинтересованным республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета о ввозе таких товаров.
Особенности применения разрешительной системы в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2022 № 247
1. В случае перецепки (перегрузки) на территории Республики Беларусь, территория которой не является ни страной погрузки, ни страной выгрузки грузов, указанных соответственно в графах 4 и 3 международной CMR-накладной, необходимо использование разрешения Республики Беларусь, позволяющего выполнять транзитную перевозку по территории Республики Беларусь.
Например: перевозчику, зарегистрированному в Республике Польше, при перевозке товара в Российскую Федерацию (графа 3 CMR) из Республики Польши (графа 4 CMR) с учетом осуществления перецепки (перегрузки) в рамках постановления № 247 на территории Республики Беларусь требуется «транзитное» разрешение.
2. В соответствии с разъяснениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в текущей ситуации в период действия ограничений на перемещение по территории Республики Беларусь грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в Европейском союзе, установленных постановлением № 247, под пунктом разгрузки (погрузки) при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с использованием разрешений ЕКМТ иностранными перевозчиками, зарегистрированными в Европейском союзе, следует понимать место перецепки (перегрузки).
При этом для целей использования разрешения ЕКМТ в рамках постановления № 247 в обязательном порядке должны соблюдаться требования Руководства пользователя ЕКМТ 2022 г. в условиях, если бы вышеуказанные ограничения не действовали.
Например.
А) Перевозчику, зарегистрированному в Республике Польше, при транспортировке товара в Российскую Федерацию (графа 3 CMR) из Республики Польши (графа 4 CMR) с учетом осуществления перегрузки (перецепки) в рамках постановления № 247 на территории Республики Беларусь допускается использование разрешения ЕКМТ в случае, если данное разрешение ЕКМТ не имеет ограничений по его использованию на территории Российской Федерации (подпункт 3.12. пункта 3 Руководства пользователя ЕКМТ).
Б) Перевозчику, зарегистрированному в Республике Польше, при транспортировке товара в Республику Казахстан (графа 3 CMR) из Республики Польши (графа 4 CMR) с учетом осуществления перегрузки (перецепки) в рамках постановления № 247 на территории Республики Беларусь не допускается использование разрешения ЕКМТ в связи с тем, что Республика Казахстан не принимает участие в системе квоты ЕКМТ (подпункт 3.2. пункта 3 Руководства пользователя ЕКМТ).
3. В соответствии с пунктом 16 Положения о порядке осуществления автомобильного контроля в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27.01.2014 № 71, автомобильный контроль в автодорожных пунктах пропуска осуществляется в отношении транспортных средств Европейского союза, въезжающих на территорию Республики Беларусь и фактически находящихся в автодорожном пункте пропуска. При этом в случае совершения на территории Республики Беларусь грузовых операций (перецепки) в рамках постановления № 247 контроль разрешительной системы Российской Федерации не осуществляется в связи с отсутствием фактического проезда контролируемого транспортного средства по территории Российской Федерации.
Таким образом, в отношении перевозчиков, осуществляющих транспортировку товара после совершения грузовых операций в специально установленных местах, таможенными органами автомобильный контроль не осуществляется.
В случае требования контролирующим органом Российской Федерации (Ространснадзор) от белорусских перевозчиков, осуществляющих транспортировку товара после совершения грузовых операций в специально установленных местах и следующих транзитом через Российскую Федерацию в место доставки, учетного талона и привлечения к административной ответственности за его отсутствие, рекомендуем обращаться в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь с представлением конкретных фактов такого требования и привлечения.
Особенности составления таможенных и иных документов при совершении грузовых операций и перецепки, применения таможенной процедуры таможенного транзита и порядка продления срока, установленного в требовании, выданном в соответствии с постановлением № 247
1. Таможенная декларация на транспортное средство представляется в установленном порядке отдельно на каждое транспортное средство международной перевозки (тягач, прицеп, полуприцеп, контейнер).
2. Порядок заполнения транзитной декларации (далее – ТД).
2.1. В республиканских пунктах таможенного оформления.
При перевозке товаров автомобильным транспортом графы 15 «Страна отправления» и 17 «Страна назначения» ТД необходимо заполнять на основании граф 4 «Место загрузки» и 3 «Место разгрузки» CMR-накладной соответственно.
В случае использования книжки МДП в качестве ТД, в графы 15 и 17 электронной копии ТД вносятся сведения графы 6 и 7 первой страницы обложки (5 «Страна/Страны отправления» и 6 «Страна/Страны назначения» отрывного листка) книжки МДП.
В CMR-накладной указывается информация о перегрузке, перецепке, последующем перевозчике (в графе 17 CMR-накладной – реквизиты последующего перевозчика; в графе 25 CMR-накладной – номера транспортного средства, с использованием которого будет продолжена перевозка; в графе 13 CMR-накладной – сведения о грузовых операциях).
В графе 55 «Перегрузки» ТД подлежат указанию сведения о номерах последующих транспортных средств.
2.1.1. При следовании в специально установленные места согласно приложению 1 к Постановлению № 247 в графе 53 «Орган назначения (и страна)» ТД подлежат указанию сведения о коде и наименовании таможенного органа назначения в соответствии с классификатором таможенных органов (в данном случае специально установленных мест согласно приложению 1 к Постановлению № 247).
В графе 50 «Принципал и его уполномоченный представитель, место, дата и подпись» ТД указываются наименование и адрес декларанта таможенной процедуры, с новой строки – наименование и адрес перевозчика, если таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, произведено не перевозчиком.
При этом транспортные (перевозочные) документы используются в качестве ТД и для таможенных органов представление ТД по форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза № 289 от 18.10.2010, не требуется.
2.1.2. Следование в место доставки в соответствии с транспортными (перевозочными) документами (не указанное в приложении 1 к постановлению № 247) и установление его в графе 53 ТД допускается в следующих случаях:
А) декларантом выступает резидент Республики Беларусь, таможенные операции совершаются в установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 170 порядке, в ТД* и CMR-накладной в установленном порядке указаны сведения о планируемой перецепке в специально установленных местах согласно приложению 1 к Постановлению № 247;
Б) получателем товаров выступает резидент Республики Беларусь, таможенные операции совершаются в установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 170 порядке. При этом указание в ТД и CMR-накладной сведений о планируемой перецепке в специально установленных местах не обязательно.
* В графе 50:
– в случае, когда декларантом таможенной процедуры и перевозчиком является одно лицо, наименование и адрес декларанта таможенной процедуры указывается в первой строке, с новой строки – реквизиты последующего перевозчика: перед наименованием символы «П/» и через пробел наименование перевозчика и его адрес. При этом в графе 55 ТД подлежат указанию только сведения о номерах последующих транспортных средств;
– в случае, когда декларантом таможенной процедуры и перевозчиком являются разные лица, сведения о декларанте – в первой строке, сведения о перевозчике – во второй строке. При этом в графе 55 ТД должны быть указаны номера последующих транспортных средств, а сведения о наименовании последующего перевозчика указываются должностным лицом таможни вручную.
2.2. В ведомственных пунктах таможенного оформления или зонах ожидания электронной очереди после совершения в специально установленных местах грузовых операций и перецепки.
Графы 15 «Страна отправления» и 17 «Страна назначения» ТД – на основании граф 4 «Место загрузки» и 3 «Место разгрузки» CMR-накладной соответственно.
В случае использования книжки МДП в качестве ТД, в графы 15 и 17 электронной копии ТД вносятся сведения графы 6 и 7 первой страницы обложки (5 «Страна/Страны отправления» и 6 «Страна/Страны назначения» отрывного листка) книжки МДП.
В графе 40 «Общая декларация/Предшествующий документ» ТД в обязательном порядке указывается регистрационный номер ТД, в соответствии с которой товары доставлены в специально установленное место.
Регистрационный номер ТД (в частности, его элемент 1) указывается в соответствии с описанием графы «A» пункта 16 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».
3. В случае следования тягача или порожнего транспортного средства международной перевозки, зарегистрированного в стране ЕС, в том числе автовоза, для загрузки и вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, рекомендуется перевозчикам иметь на руках заказ-наряд (договор-заявку или иной аналогичный документ), для подтверждения указанной цели ввоза транспортного средства международной перевозки.
4. При необходимости, в соответствии с частями второй и третьей пункта 4 постановления № 247 в выданное в соответствии с постановлением № 247 требование могут быть внесены изменения в следующих случаях:
при замене прицепа (полуприцепа, контейнера), осуществлении грузовых операций;
при продлении срока, указанного в требовании.
В случае невозможности прибыть в установленное в требовании, выданном в соответствии с постановлением № 247, место в установленный срок по причине дорожно-транспортного происшествия, поломки транспортного средства, форс-мажорных обстоятельств либо по иным объективным причинам (например, замены водителя по причине болезни или пр.), срок, установленный в требовании, в соответствии с частью третьей пункта 4 постановления№ 247 может быть продлен на срок, необходимый для проследования в специально установленное место для совершения грузовых операций и (или) перецепки (автодорожный пункт пропуска после совершения грузовых операций и (или) перецепки).
Решение о продлении срока, установленного в требовании, принимается по заявлению, поданному до истечения установленного в нем срока, в ближайший по пути следования пункт таможенного оформления:
водителем, которому было выдано требование;
новым водителем (с указанием объективных причин, по которым водитель, которому выдано требование, не сможет продолжить перевозку). При этом в качестве документа, подтверждающего замену водителя, представляется CMR-накладная с внесенными в графу 23 изменениями.
5. В случае если транспортное средство ЕС не убыло в автодорожный пункт пропуска после совершения грузовых операций и (или) перецепки допускается:
прибытие порожнего транспортного средства ЕС в иное специально установленное место в срок, указанный в требовании, для загрузки экспортным товаром. При этом для перемещения порожних транспортных средств ЕС между специально установленными местами водителю такого транспортного средства ЕС выдается новое требование по форме, определенной постановлением № 247;
возврат транспортного средства ЕС с товаром в это же специально установленное место в срок, указанный в требовании, в случае указания владельца товаров об отсутствии необходимости доставки товара на территорию ЕС.
Примечание.
Для транспортных средств, зарегистрированных в Республике Польша, допускается перемещение в порожнем состоянии только между специально установленными местами, которым соответствуют пункты пропуска, расположенные на белорусско-польском участке Государственной границы Республики Беларусь.
Об использовании временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС полуприцепов (прицепов, контейнеров) во внутренних перевозках
В соответствии с пунктом 3 статьи 273 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс) временно ввезенные ТСМП до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Союз) либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Исходя из содержания пункта 4 статьи 275 Кодекса возможна передача временно ввезенных ТСМП иным лицам в целях завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории Союза указанных ТСМП.
При этом, Кодекс не установил ограничений, что обратно вывозимое ТСМП после завершения операций перевозки, в соответствии с которой оно было ввезено, должно вывозиться в порожнем состоянии.
Согласно статье 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 (далее – Конвенция) определено, что Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов с использованием транспортных средств за вознаграждение, когда место принятия груза и место, предназначенное для доставки груза, указанные в данном договоре, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции, независимо от местожительства и гражданства сторон, заключающих договор.
Положениями статей 34 и 35 Конвенции установлено, в том числе, что если перевозка, условия которой определяются единым договором, осуществляется несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из следующих перевозчиков становятся, в силу принятия ими груза и накладной, сторонами договора перевозки на указанных в накладной условиях.
Перевозчик, принимающий груз от предыдущего перевозчика, вручает последнему датированную и подписанную им расписку. Он должен указать свое имя и адрес на втором экземпляре накладной.
Справочно. Для этих целей в CMR накладной предусмотрена графа 17, где указываются сведения о последующем перевозчике.
В соответствии с пунктом 2 статьи 274 Кодекса определено, что внутренней перевозкой является перевозка грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающаяся и завершающаяся на таможенной территории Союза.
С учетом изложенного, перевозка товаров после перецепки прицепов (полуприцепов, контейнеров), на которых такие товары перевозятся, в специально установленных местах до места разгрузки на территории Союза, указанного в накладной, составленной отправителем, находящимся на территории иностранного государства, является частью международной перевозки, начатой за пределами таможенной территории Союза, и не относится к внутренней перевозке, определенной в пункте 2 статьи 274 Кодекса.
Аналогичный подход следует применять и для случаев международных перевозок товаров с использованием прицепов (полуприцепов, контейнеров), зарегистрированных в ЕС, начинающихся на таможенной территории Союза и заканчивающихся за пределами такой территории с осуществлением перецепки в специально установленных местах.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 7 статьи 275 Кодекса являющиеся ТСМП временно ввезенные автомобильные транспортные средства могут использоваться для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена, в следующих случаях:
1) такая перевозка допускается международными договорами государств – членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;
2) такая перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государства-члены, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции