Сотрудничество с таможенными службами зарубежных государств
Относительно формирования международной договорно-правовой базы по вопросам таможенного регулирования необходимо отметить, что она базируется на общепризнанных нормах и принципах международного права, в частности на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключенной 18 мая 1973 года в г. Киото, в редакции Протокола от 26 июня 1999 года (т.н. Пересмотренной Киотской конвенции, вступившей в силу 3 февраля 2006 года), а также стандартах и правилах Всемирной таможенной организации, в частности на Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли.
Республика Беларусь присоединилась к конвенции 10 января 2011 года и стала ее 72-ым государством-участником.
Основополагающим принципом Конвенции является максимальное содействие развитию мировой торговли путем принятия стандартных упрощенных правил и процедур, широкого внедрения информационных технологий и установления партнерских отношений с законопослушными участниками внешнеэкономической деятельности.
Нормы Конвенции посредством установления простых в понимании, единообразных в толковании и ясных для применения нормативных предписаний создают условия для беспрепятственного перемещения товаров, сокращения времени проведения таможенных процедур и унификации таможенных документов, что, как следствие, способствует увеличению товарооборота между государствами, инвестиционной привлекательности национальных экономик и повышению их деловой активности.
Конвенцией определено, что для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур каждая из Договаривающихся Сторон принимает на себя обязательства содействовать такому упрощению и гармонизации путем внедрения стандартов Конвенции, не требуя при этом от них дословной имплементации норм Конвенции в национальном законодательстве.
Таким образом, все международные договоры, подготовка которых осуществляется ГТК, в полной мере соответствуют мировым стандартам и требованиям международного права.
Разработка международных договоров в области таможенного дела является одними из важнейших направлений деятельности таможенных органов Республики Беларусь, от осуществления которых зависит эффективность выполнения стоящих перед ними задач.
В частности, международные договоры Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах являются правовой основой взаимодействия таможенной службы Республики Беларусь с таможенными службами иностранных государств, а также правовым основанием для заключения международных договоров межведомственного характера по различным направлениям взаимодействия (в настоящее время подписано 30).
Соглашения определяют порядок предоставления и использования информации, передачи документов, осуществления целенаправленного контроля за товарами и транспортными средствами, а также затрагивают ряд других вопросов в сфере таможенного дела.
Договорная база расширяет правовое поле международного сотрудничества, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на результативность выполнения стоящих перед таможенными органами Республики Беларусь задач по защите экономических интересов государства.
Всего, в настоящее время действует порядка 90 международных договоров, касающихся тех или иных аспектов таможенного сотрудничества. В эту цифру не входят договоры, составляющие право Евразийского экономического союза по вопросам таможенного администрирования.
Одним из основных направлений сотрудничества Республики Беларусь с Европейской комиссией и государствами-членами Европейского союза в таможенной сфере является активное участие в работе Проектной Группы по реализации Плана действий в рамках диалога ЕС – Беларусь по таможенным вопросам. Европейскую сторону в данной Проектной группе представляет Генеральный директорат по налогообложению и Таможенному союзу Европейской комиссии (TAXUD).
По результатам четырех заседаний Проектной группы по обсуждению и реализации Плана действий в рамках диалога ЕС – Беларусь по таможенным вопросам на 2016-2019 годы, были достигнуты договоренности по различным вопросам, в том числе касающиеся возможности сопряжения системы общего транзита с применением NCTS с национальной транзитной системой, интегрированного управления границей, разработки системы предварительного уведомления о возникновении чрезвычайных ситуаций на границе в формате ЕС-Беларусь, обмена передовыми практиками по вопросам функционирования и развития системы управления рисками, возможности организации учебных семинаров по актуальным аспектам совершенствования таможенного администрирования.
Кроме того, необходимо отметить, что одним из основных результатов работы Проектной группы в 2016-2019 годах стало принятие решения относительно возможности заключения базового соглашения о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах с Европейским союзом. В соответствии с Решением Совета Европейского союза по окружающей среде Европейская комиссия в лице Генерального директората по налогообложению и Таможенному союзу (TAXUD) уполномочена на проведение переговоров по разработке такого международного договора.
В июне 2020 года участниками Проектной группы подписан План действий в рамках диалога ЕС – Беларусь по таможенным вопросам на 2020-2023 годы.