Наиболее тесное и плодотворное сотрудничество таможенных органов Республики Беларусь на постсоветском пространстве осуществляется в рамках следующих интеграционных объединений:
1. Евразийский экономический союз
Республика Беларусь, наряду с Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, является государством-членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз).
Органами Союза являются:
Комиссия является постоянно действующим регулирующим органом Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии.
Решением Высшего Евразийского экономического совета с 1 февраля 2024 года Сагинтаев Бакытжан Абдирович назначен Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Сотрудничество по основным направлениям таможенного администрирования в интеграции реализуется в рамках Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза.
Участие в работе Объединенной коллегии способствует практическому взаимодействию с таможенными службами государств-членов Евразийского экономического союза в целях проведения согласованной политики по таможенному делу и углублению таможенного сотрудничества, гармонизации национальных таможенных законодательств, обеспечению единства управления таможенными службами.
Также на заседаниях Объединенной коллегии рассматриваются актуальные вопросы таможенного сотрудничества, которые впоследствии в качестве согласованных решений выносятся на рассмотрение Евразийской экономической комиссии.
2. Содружество Независимых Государств
Стоит отметить активное развитие таможенного сотрудничества на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ, Содружество). С момента возникновения СНГ таможенная политика, проводимая в рамках Содружества, является одним из основных инструментов влияния на динамику происходящих экономических преобразований в каждом государстве-участнике СНГ.
Отчасти это возможно и благодаря функционированию постоянно действующего отраслевого органа СНГ – Совета руководителей таможенных служб государств-участниковСНГ (СРТС СНГ).
СРТС СНГ обеспечивает координацию взаимодействия таможенных служб государств-участников СНГ в области таможенной политики, а также вырабатывает предложения о внесении вопросов по таможенному делу для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ, Экономического совета СНГ.
Следует отметить, что основным итогом сотрудничества таможенных служб за последние пару лет в рамках работы Совета стало завершение инициированной таможенной службой Республики Беларусь инвентаризации международно-правовой базы государств-участников СНГ в таможенной сфере, по результатам которой определены международные договоры, действие которых целесообразно прекратить, и международные договоры, которые требуют актуализации, посредством внесения в них изменений и дополнений.
3. Союзное государство Беларуси и России
Союзное государство было образовано в соответствии с Договором о создании Союзного государства, подписанным в г. Москве 8 декабря 1999 года.
Так, целями создания Союзного государства стало желание Беларуси и России обеспечить развитие братских народов, создать единое экономическое пространство, соблюдать основные права и свободы граждан, проводить согласованную внешнюю политику и политику в области обороны, формировать единую правовую систему, проводить согласованную социальную политику, обеспечить безопасность Союзного государства и борьбу с преступностью.
Союзное государство Беларуси и России базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. В Союзном государстве предполагается разграничение предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками. Согласно положениям Договора для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата Союзного государства.
Таким образом, Таможенный комитет Союзного государства призван осуществлять таможенное регулирование в рамках полномочий, аналогичных компетенции таможенных служб, определенной законодательством государств-участников Союзного государства, с использованием при этом международно-правовых методов и механизмов.